РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

 









Игра "Русские матрёшки" https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=09f31d7e63fe

 Родительское онлайн собрание № 1 (группа старшего дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных отношений) № 3 "Буратино" 24.09.2021 года


Родительское онлайн  № 2 в группе Буратино старший дошкольный возраст 18.11.2020 года


Развивающие игры для детей и родителей


СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ (5-6 ЛЕТ) ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ


Консультация на тему: "Развитие инженерного мышления у детей при использовании разного вида конструкторов"


    Родительское онлайн собрание № 1 в группе Буратино старший дошкольный возраст 8.10.2020 года



                                                      Смотреть водио


Презентация "Гимнастика для укрепления глазных мышц"

- Оповещаем родителей Ребенок заразился: правильное объяснение

- Памятка "Железная дорога – не место для игр!"
- Возрастные особенности ребёнка 5 - 6 лет
- Возрастные особенности ребёнка 4 - 5 лет
- Возрастные особенности детей 6 - 7 лет
Презентация "Использование приёмов ТРИЗ в речевом развитии детей 4 - 5 лет"
- Памятка по гриппу и ОРВИ
- Памятка "Профилактика кишечных заболеваний"
- Консультация Как научить ребёнка одеваться самостоятельно? 
- Памятка "Туберкулёз"
- Памятка  "Профилактика энтеровирусной инфекции"
- Памятки по ПДД
- Консультация «Прививаемдетям любовь к чтению»
- Консультация "Безопасность в вашем доме"
- Консультация "Застенчивость"
- Консультация "Игрушка"
- Демонстрация опытаработы детско – родительскогоклуба по сохранению и укреплению здоровья детей «Весёлые пальчики»
- Презентация "Пальчиковая гимнастика" картотека и рекомендации
- Презентация "Пальчиковая гимнастика" 
Программа деятельности родителсьского клуба ПРОчтение
- Консультация «Пальчиковая гимнастика какздоровьесберегающая технология»
- Игры по Экологии
- Проект Самоуправление
- Проект Математический знайка "Хочу всё знать и измерять"
- Приложение к проекту "Хочу всё знать и измерять"
- Картотека игр на развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста 5 - 7 лет 
- План Саморазвития за 2016 - 2017 гг.
- План Саморазвития за 2017 - 2018 гг.
- Приказ - О проведении конкурса "Лучший летний участок" Приказ № 95 от 22.05.2018 г.
- Приложение 1 к приказу  № 95 от 22.05.2018 г.
- Справка-анализ по итогам смотра-конкурса«Лучший летний участок – 2018»
- Приказ - Решение педсовета №  1. Вхожу в состав  проблемно – методической группы  «Социально - коммуникативное развитие» Приказ № 202 от 30.08.2017 г.
- Приказ - Оборганизации кружковой работы с воспитанниками. Приказ № 160 от 25.08.2017г. 
- Приказ - Об организации общего родительского собрания. Приказ № 242 от14.09.2017. 
- Положение - Мероприятия ДОУ.  Ярмарка - «Осенние сюрпризы» и Смотр-конкурс "Осенний калейдоскоп" от 12.09.2016 года и 22.09.2016 года
- Справка Результаты ярмарки «Осенние сюрпризы» от 16.09.2016 года.
- Справка по результатам cмотра-конкурса «Осенний карнавал» от 13.09.2016 года
- Приказ - Оборганизации кружковой работы с воспитанниками. Приказ № 203 от 25.08.2016 г.
- Приказ - Решение педсовета №  1. Член Методического Совета ДОУ. Руководитель проблемно – методической группы  «Социально - коммуникативное развитие» Приказ № 291 от 29.08.2014г.

Картотека «Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»
Методы и приемы ТРИЗ.
1. Метод мозгового штурма. Цель метода: постановка изобретательской задачи и нахождение способов ее решения.
- Как не промокнуть под дождем?
- Как выгнать лису из заюшкиной избушки?
- Как не пустить медведя в Теремок? и т. д.
2. Метод фокальных объектов (МФО). Цель: развитие воображения, фантазии, обучение управлению своим мышлением.
Фантастическое животное: обезьянозаяц - умеет лазать по деревьям и быстро бегать и прыгать.
Новая игрушка: говорящий мячик - прыгает и поет песенки.
3. Метод каталога. Цель: обучение творческому рассказыванию, обогащение активного словарь, развитие фантазирования.
4. Метод маленьких человечков. Цель: знакомство детей с моделированием мира, с анализом природы вещества или явления.
В жидком, твердом, газообразном состоянии живут маленькие человечки. В жидком - жидкие и т. д.
-В чем живут жидкие человечки?
-В чем одновременно живут и твердые и жидкие человечки?.
5. Метод золотой рыбки. Цель: развитие фантазирования, обогащение словаря, заучивание стихотворений.
«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
Реальная составляющая - поймал старик неводом рыбку.
Фантастическая составляющая - говорит человеческим голосом, и плавает в море.
Как сделать так, чтобы рыбка могла говорить, оказалась в море.
6. Метод Робинзона. Цель: выделение детьми ресурсов объекта, создание фантастических ситуаций.
Ребенок оказался на необитаемом острове (заблудился в лесу; уплыл на плоту без весла; оказался в Африке). Как спасти себя или друга?
7. Метод системного анализа. Цель: формирование системного мышления (оценивание прошлого и настоящего объектов, предметов).
Система (это совокупность элементов, объединенных в объекте) -яблоко; подсистема объекта- то, из чего состоит система-подсистема яблока- кожура…; надсистема объекта- то, частью чего является система- яблоко- фрукты, овощной магазин, сад.
«Хорошо - плохо»
(метод мозгового штурма, с 3-х лет)
Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Ход игры: воспитателем или ведущим называется любой объект или явление, у которых определяются положительные и отрицательные стороны.
«Что умеет делать?»
(метод мозгового штурма, с 3-х лет)
Цель: развивать активный словарь детей, развивать фантазию.
Ход игры: объект можно показать на картинке, загадать с помощью загадки или игры «Да-нет», дети должны определить, что умеет делать объект или что можно сделать с его помощью. Дети перемещают объекты в фантастические, нереальные ситуации и определяют, какими дополнительными функциями может обладать объект.
Пример: - Что может мяч?
- Давайте пофантазируем: наш мяч попал в сказку «Колобок». Как он может помочь Колобку?
«Все в мире перепуталось»
(метод системного анализа, с 3-х лет)
Цель: учить детей систематизировать предметы, явления; развивать память, обогащать словарный запас детей.
Ход игры: используется «модель мира». На этапе ознакомления с игрой состоит из двух частей: рука человека (рукотворный мир) и дерево (природный мир). Дети определяют предмет на картинке к той или иной части модели, они должны объяснить, почему сделали такой выбор.
Усложнения: каждая часть модели делится на новые секторы, постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире.
Природный мир: воздух, вода, земля.
Рукотворный мир: одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт, игрушки, …
Постепенно «модель мира» можно заменить цветовыми знаками.
Пример: Утка…К какому миру она относится? К природному. Почему?
«На что похоже»
(метод мозгового штурма, с 3-х лет)
Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.
Ход игры: ведущий называет объект, а дети называют другие объекты, похожие на него по разным признакам. На этапе обучения игре можно пользоваться предметными картинками.
Пример: - На что похожа улыбка? (на радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду, на маму)
- На что похож звук Р? (на шум мотора, на рычание)
- Произнесите звук Р. Назовите слова, в которых есть этот звук.
Усложнение: составление мнемотаблиц из 4-х, 9-ти, 16-ти квадратов (общее между предметами, цифрами, буквами, фигурами; последующая запись вытекает из предыдущей).
«Раньше-позже»
(метод системного анализа, с 3-х лет)
Цель: учить детей ориентироваться во времени, в пространстве, в действиях; развивать диалогическую речь.
Ход игры: ведущий – воспитатель называет какую – либо ситуацию, а играющие говорят, что было до этого, или что будет после. Модно сопровождать показом (моделирование действия).
Пример:- Мы сейчас на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?
- Какой сегодня день недели? А какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра?
«Один, два, три, ко мне беги»
(метод системного анализа, с 3-х лет)
Цель: учить детей систематизировать предметы, явления; развивать память, обогащать словарный запас детей.
Ход игры: ведущий – воспитатель раздает играющим детям картинки с изображением различных объектов. Дети находятся на другой стороне зала, группы. Подбегают к воспитателю по определенной установке.
Пример: Один, два, три, у кого есть крылья, ко мне беги!
Усложнение: в старших группах подбираются объекты, более сложные по содержанию, а так же явления природы и объекты неживой природы. Ведущим может быть ребенок, он анализирует, не ошиблись ли играющие, выделяя свойства системы.
«Где живет?»
(метод системного анализа, с 3-х лет)
Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов, активизация словаря.
Ход игры: ведущий называет предметы окружающего мира. Это могут быть неживые объекты из ближайшего окружения, и объекты живой природы, и любые предметы и явления реального и фантастического миров. Дети называют среду обитания живых объектов, место нахождения реальных объектов, вымышленное место размещения фантастических объектов.
Пример: Где живет подорожник? На дорожке, на лужайке, на полянке. Может жить в аптеке.
Где живет гвоздь? В столе. На мебельной фабрике. В коробке для инструментов…
«Мои друзья»
(метод мозгового штурма, с 4-х лет)
Цель: активизировать словарь детей, диалогическую речь, развивать фантазию.
Ход игры: дети выбирают картинки с изображением различных объектов. Ведущий превращается в какой-то предмет и ищет друзей по разным признакам. Выбранный друг объясняет, почему его выбрали.
Усложнение: на основе этой речевой игры разработана серия дидактических игр «Собери картинку дружочка и расскажи о ней» (дружочки снеговика, весны, веселого настроения и др.).
Цель: учить детей помогать друг другу, договариваться в своей подгруппе.
Игра включается в работу по развитию речи, в индивидуальную и подгрупповую работу в свободное время.
«Волшебный светофор»
(метод системного анализа, с 4-х лет).
Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.
Ход игры: объединение над- и под-систем, воспитатель использует кружки трех цветов: красный подсистема, желтый- система, зеленый- надсистема.
Пример: Машина. Кружок красного цвета – из чего состоит машина, кружок зеленого цвета – частью чего является система, кружок желтого цвета – для чего нужна машина.
«Наоборот»
(метод мозгового штурма, с 4-х лет)
Цель: учить подбирать анонимы, слова, противоположные по значению.
Ход игры: всем известная и популярная игра на подбор слов, обратных по смыслу (это и свойства предмета, и его признаки, и действия).
Пример: Острый – тупой,
быстрый – медленный,
холодный – горячий,
разъединять - соединять…
Усложнение: к каждой паре найти объект, в котором сочетались бы оба свойства.
«Чем был - чем стал»
(метод системного анализа,метод маленьких человечков, с 4-х лет)
Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов во времени.
Ход игры: ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют. Затем, ведущий называет предметы рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при их изготовлении.
Пример: Было раньше тканью, а стало… платьем, одеждой, занавесками, скатертью.
Сейчас это картина, а было… красками, пустым холстом. А что еще стало из красок? Пятно, клякса, грязная вода.
«Дразнилка»
(метод мозгового штурма, с 5-ти лет)
Цель: расширять словарный запас детей малышей, учить слушать друг друга, высказывая свое мнение.
Ход игры: дети с помощью суффиксов -лка, -чк-, -ще образуют новые слова- названия.
Пример: Кошка: мяукалка, бегалка, кусаще, драчище, сонечка.
Мяч: прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка.
Лопата: разбивалка, копалка, игралочка, рылочка, жележище, копалище.
Заяц: прыгалка, белячок, трусище.
Птичка: махалка, леталочка, свистелочка, прыгалище.
«Фоторобот»
(метод фокальных объектов, с 5-ти лет)
Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.
Ход игры: дети составляют героя из частей других объектов, героев других сказок.
Усложнение: придуманного героя зарисовать и «отправить» его в новую сказку.
«Теремок»
(метод системного анализ, с 5-ти лет).
Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.
Ход игры: гостями «Теремка» становятся предметы, связанные между собой какой-либо системой. Для определения объектов используются медальки с изображением объектов. В «Теремок» попадают только те «объекты», которые назвали, чем они походят на ведущего.
Усложнение: в «Теремок» могут попасть только те объекты, которые отличаются от ведущего; от других жителей «Теремка». Объяснить, чем.
«Помоги герою»
(метод Робинзона, с 6-ти лет)
Цель: развивать фантазирование детей, способствовать свободному общению малышей друг с другом и с воспитателем, формировать коммуникативные способности.
Ход игры: дети размышляют, как помочь герою выйти из сказочной или придуманной ситуации.
Пример: Железное яичко упало на хвостик мышке и придавило его. Как помочь мышке?
«Волшебный телевизор»
(метод системного анализа, с 6-ти лет).
Цель: развивать свободное общение детей с воспитателем, формировать грамматический строй речи, способствовать практическому овладению нормами связной речи.
Ход игры: выявляются все связи системы с помощью схемы-телевизора с 9 экранами, которые открываются по очереди.
Словесное восстановление по стихотворению:
Если мы рассмотрим что-то…
Это что- то для чего-то…
Это что-то из чего-то…
Это что-то часть чего-то…
Чем-то было это что-то…
Что-то будет с этим что-то…
Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
«Лимерики»
(от анг. - вариант сказочной небылицы).
(метод каталога, с 6-ти лет).
Цель: учить детей решению сказочных задач, моделированию и инсценированию новых сказок.
Ход игры: сочинение шуточных четверостиший, сохраняя рифму.
Пример: первая строка - герой (необходимо выбрать самому ребенку,
- вторая строка – характеристика героя или его действие,
- третья строка - реализация действия,
- четвертая строка - выбор конечного эпитета для героя или свое отношение к герою.
Примерные вопросы для метода мозгового штурма.
- Как не ссориться с мамой?
- Как помочь себе фантазировать?
- Как не промокнуть под дождем?
-Как выгнать лису из заюшкиной избушки?
- Как не пустить медведя в Теремок?
- Как спасти собаку, плавающую на льдине в холод?
- Что сделать безудержно веселое?
- Как спасти птиц в невыносимо холодную зиму?
- Чем можно рисовать на бумаге? На асфальте? На снегу?
- На чем еще можно рисовать?
- Чем размешать сахар в стакане, если нет ложки?
- Что будет, если уничтожить всех волков?
- Что будет, если слон увеличится до размеров синего кита? (слон в высоту 4, 5 метра, весом 5 тонн, кит в длину 30 метров, весом более 100 тонн)
- Что будет, если увеличить длину ног зайца в 10 раз?
- Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?
- Как сделать необычную льдинку?
- Как курочке спасти своих цыпляток от коршуна?
- Как можно поприветствовать хорошего человека?
- Как помочь черепахе, когда она перевернулась на спинку?
- Как проникнуть в комнату, не открывая дверь?
- Как достать сосульку с крыши?
- Как уберечь прохожих от падающих сосулек?
- Как украсить группу детского сада к Новому году? К другим праздникам?
-Что положить в торт, чтобы он стал вкусным? А в манную кашу?
- Куда в группе можно спрятать куклу?
- Куда я спрятала конфету?
- Какие качества птиц ты хотел бы иметь?
- Как найти самого умного человека в королевстве?
- Чем вреден комар? Чем комар полезен?
- Как можно определить время, если нет часов?
- Что можно сделать, чтоб любимая игрушка никогда не терялась?
- Придумать новое природное явление.
- Как сделать природное явление необычным (усилить, поменять что-то местами, перевернуть)
- Придумать дом будущего. Дом волшебника. Дом мечты.
- Придумать насекомое с необычными свойствами.


Игры ТРИЗ на все возраста

Игры на формирование умения выделять функции объекта

«Дразнилка»
(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: - лка, - чк, - ще и др.

Ход игры:
Воспитатель: Кошка.
Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …
Воспитатель: Собака.
Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.

Игры на формирование умения выделять функции объекта

«Мои друзья»
(проводится с начала средней группы)

Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.
Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.
Ведущий ребенок.

Ход игры:  Дети выбирают объекты природного мира.
Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать (животные: лиса, волк).
Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.).
Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т.д.).

Игры на определение линии развития объекта

«Чем был – тем стал»
(проводится с начала средней группы)

Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют …

Ход игры: При уточнении понятия относительности размера
Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим.
Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.
Воспитатель: Было деревом, а стало… Чем может стать дерево?
Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.



Игра на определение подсистемных связей объектов.

«Что можно сказать о предмете, если там есть…»
(проводится с середины  средней группы)

Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.

Ход игры:
Воспитатель: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?
Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.
Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?
Дети: Кошка, котенок.

Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.

«Волшебный светофор»
(проводится с начала средней группы)

Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением животного.
Воспитатель: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного.
Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит.
Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой теме, в том числе и по теме «Животные».
Воспитатель: Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, домашние, дикие животные).
Воспитатель: Заяц (поднимает зеленый кружок).
Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким животным. Он живет в лесу.
Воспитатель: Поднимает красный кружок.
Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос,  шерстка.
Воспитатель: Почему заяц меняет шубку зимой?
Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.
Воспитатель: поднимает желтый кружок.
Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он нужен для того, чтобы в лесу было красиво…

Игры на сравнение систем


«Давай поменяемся»
(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавшими объект.

Ход игры:
Р1: Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота.
Р2: Я - еж. Я могу сворачиваться клубком.
Р3: Я – заяц. Я могу быстро скакать.
Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц сворачиваться  клубком.

Игры на сравнение систем


«Теремок»
(проводится со средней группы)

Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль едущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть  только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»
Примечание:  В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности.

Ход игры:   Похожести у объектов живого мира.
Дети:  Тук-тук. Кто в теремочке живет?
Ведущий: Это я, лиса. А ты кто?
Дети:  А я волк, пусти меня к себе!
Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.
Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха,  шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д.
Различия у объектов живого мира
Дети:  Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!
Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.
Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а заяц – зимой белый, а летом – серый), у нас разное питание (белка питается орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой); белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле.

Игры на сравнение систем


«Найди друзей»
(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.
Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием «функция».

Ход игры:
Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию?
Дети: Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд.
Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать?
Дети: Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь.


Игра «Фантазия»

Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

Ход:  Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить?  (липучками, кнопками, крючками,  замками).
- все учебники
- все спички
- ручки
- ластики.



Игра «Волшебные картинки»

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ход:  Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.
Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

                                                                                                   Универсальные системные игры


«Чудесный экран» («девятиэкранка»)

В основе системного подхода к объекту природного мира лежат следующие мыслительные шаги:
- выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки.
- определяется подсистема природного объекта.
- определяется надсистема объекта: по месту обитания; по классу или группе, к которым он относится.
- рассматривается процесс развития объекта в прошлом.
- рассматривается развитие объекта в будущем.
В качестве средства системного мышления выступает «чудесный экран».

Мама-лиса в норе
Нора с лисятами
Место обитания лисы – лес
Зародыш
Лисенок
(детеныш)
Взрослая лиса
Части зародыша
Части тела слабого неумелого лисенка
Части тела взрослой лисы
Форма организации игр:
- Карточки с изображением объекта, линии его развития, составляющих частей и места функционирования.
Игровое действие – составление «чудесного экрана» (девятиэкранки).
-  Словесное восстановление «девятиэкранки» по стихотворению:
                       «Что-то»  автор М.С.Гафутулин.
Если мы рассмотрим что-то…
Это что-то для чего-то…
Это что-то из чего-то…
Это что-то часть чего-то…
Чем-то было это что-то…
Что-то будет с этим что-то…
Что-то ты сейчас возьми, на экранах посмотри!
Игровое действие при этом:
Конкретный объект обозначается словом, указывается функция и т.д. Предполагаемый результат по итогам универсальных игр: к концу дошкольного возраста о любом объекте ребенок может системно размышлять: выделять его функцию (свойства), рассматривать его место и взаимосвязи с другими объектами, а также возможность преобразования во времени.


Игра Пространственная «да – нет ка»
(с игрушками, геометрическими формами)
Цель: обучение мыслительному действию.
Ход:
1.     Линейная: с игрушками, геометрическими формами.
На стол выставляется 5(10,20) игрушек.
Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине).
2.     Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки.
Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.
Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.
Дети: Это справа (слева) от середины?
Затем дети делят лист по горизонтали:
- Это ближе 9дальше) от меня?
Это слева (справа) от телевизора?
Это в верхней половине? (нижней половине?)
В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры, буквы.



Игра  «Да-нет ка» по неизвестному слову.
(в старшей и подготовительной группе)

Цель: научить работать с недостатком данных, классифицировать предметы, производить мыслительные действия.

Ход:  Детям предлагается незнакомое по звучанию слово из словаря.
Дети задают вопросы по схеме (аналогично «да-нетке» на загаданное слово).
Слова: торбаса (обувь), вигвам, острец (сорняк), студия, бандарь, цевница…


Игра  «Один – много»

Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один – много»
Ход: - Ребята, сколько у меня расчесок? (одна).
-Чего в расческе много? (зубчиков)
Аналогично:   - коробка                       стол                       
                       -книга                           дерево                    
                       -ковер                           дом
                       -клубок                         цветок
                       -морковь                       дом



Игра «Кто (что)  это такое может быть?»
(с 4-х лет)

Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета.
Ход: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары.
Например: - Что может быть и горячим  и холодным (одновременно).
(утюг, чайник, плита, человек, самовар…)


- и легким и тяжелым;
- и длинным и коротким;
- и гибким и твердым;
- и гладким и шероховатым;
- и мягким и твердым;
 - и острым и тупым.



Игра «Что было бы, если убрать часть?»
(со средней группы)

Цель: Учить « разбирать» любой объект на составляющие части

Ход: Ведущий называет объект, дети говорят его составляющие части.
Ведущий убирает какую-либо часть и просит объяснить, что будет с объектом.
Например:  - У велосипеда убрать руль (спинку). Что хорошего (плохого)?


Игра «Кто кем будет?»
(со средней группы)

Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.
Ход: Ребенок отвечает на вопрос взрослого:
- кем (чем) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.»
При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например:
- Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.
За одну игру можно разобрать 6-7 слов.


Игра «Кем был раньше?»
(со средней группы)

Цель: учить называть прошлое предмета.
Ход: Цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (Икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей, хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичиком) сильный (слабым).


Игра «Найди друзей»
(со средней группы)

Цель: учить определять разные места обитания объекта и искать объекты, выполняющие те же самые функции.
Ход: Воспитатель называет объект, выделяя функцию, а дети говорят, кто (что) выполняет эту же функцию
Например: Ведущий: Машинка перевозит груз.
Дети: Перевозит груз пароход, слон …


Игра «Раньше – позже»
(со средней группы)

Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.
Ход: Ведущий называет какую-либо  ситуацию, а дети говорят, что было до этого  или, что будет после.
Например: Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже?
Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой-либо ответ ребенка (мама кормила свою дочку).
И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из детей попросить рассказать последовательность событий.


Игра « Что можно сказать о предмете, если там есть…?»
(со средней группы)

Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать характеристику объекту по одной части.
Ход: Ведущий называет какую-либо составляющую, а ребенок должен дать характеристику объекту.
Например: - Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? (птица, животное или насекомое, днем спит, а днем добывает себе пищу).
- Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова?
(это может быть добрый человек, книга со стихами, открытка).
- Что можно сказать об объекте, в котором есть сор?
(это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора).


Игра «Бином фантазии»
(со средней группы)

Цель: учить комбинировать слова. Устанавливать связи, составлять предложения.
Ход: Выбираются два объекта, отдаленные друг от друга смысловым значением. Используя предлоги, падежи и союзы нужно установить отношения между этими двумя объектами. Предлоги (в, над, через, около, у …).
Например: Подушка и крокодил.


-     подушка под крокодилом;
-     крокодил, прыгающий
через подушку;
- крокодил в подушке;
- подушка, прыгающая через крокодила;


Вопрос: Как это случилось?  (Дети придумывают ситуацию, рассказ).

Игра «маятник» (Хорошо - плохо)
(со средней группы)

Цель: учить детей выделять противоречия в предметах.
Ход: Ведущий называет предмет или явление и поднимает руку, согнутую в локте вертикально.
Если ведущий наклонил руку вправо и сказал (+), то дети называют положительные свойства объекта или явления. Если влево – то отрицательные свойства.
Например:
Укол
(+)
(-)
Лечит
Быстро выздоравливаешь
Больно
Лекарство дорогое
страшно
Дождь
Растут растения
Пьют воду
Моются водой
Пыль сбрызгивает
Красиво
холодит
Промокнешь
Лужи появляются
Гулять нельзя
Белье намокло
  
Игра «Как много всего сделал человек»
(со средней группы)

Цель: учить классифицировать предметы рукотворные по функции.
Ход: Предложить детям объекты рукотворные.
Например: стол, торт, кукла, самолет, тарелка, полка, чашка, мост, пирамидка, пылесос, радио, шарф, носки, ложка, театр.
Спросить детей, для чего сделан каждый предмет.
Дети называют сектора:


игрушки
одежда
посуда
здания (сооружения)
транспорт
мебель
бытовая техника



Игра «Маленькие человечки»
(со средней группы)

Цель: учить различать твердые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов.

Ход: Ведущий предлагает вспомнить, кто такие маленькие человечки, как они изображаются и где они живут.
Человечки твердого тела –
Человечки жидкого тела –
Человечки газообразного тела –
Ведущий предлагает разделить природную среду двумя горизонтальными линиями и в верхнем секторе «поселить» все, что несет в себе человечков газа, в центре – жидкого тела, внизу – твердого тела. Ведущий называет природный объект, а дети определяют ему место.
Например: Болотная лягушка – живая природа, живет и в воде и на суше.
Древесная лягушка – на дереве, хотя дышит воздухом.
Чайка – живая природа, живет в воздухе и на воде.


Игра «Узнай меня»

Цель: учить описывать предмет, не называя его.
Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.
Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.
Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным.  (Арбуз)
- Я холодная голубая  и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. (Речка).


Игра «Изобретатель»
(со старшей группы)

Цель: учить пользоваться приемом разделения  - соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет.

Ход: 10 картинок предметных.
1.     рассмотреть каждый предмет и его функцию.
2.     «Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы».
3.     Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет.
4.     Например: вилка – нож; табуретка – книжная полка; молоток – клещи.
Затем обсудить функцию нового предмета.


Игра «Красная шапочка»
(со средней группы)

Цель: развивать творческое воображение.

Ход: Необходимы бумага и фломастеры. Детям напомнить эпизод из сказки, когда волк переодевается в бабушку, а Красная Шапочка удивляется.
Ведущий предлагает детям предмет, в который превратится бабушка (часы, стакан, душ, окно, сапог, гитара, свечка) и просит назвать свойства этого предмета   (Например: стакан – прозрачный, пустой).
Затем ведущий рисует бабушку, ее части тела с предметом превращения и используя названные свойства.
Например: бабушка – стакан, вместо туловища стакан, над ним голова в косынке, внизу и по бокам конечности.
Кто-то из детей – Красная Шапочка подходит к плакату и спрашивает:
- Бабушка, почему ты такая (называется одно из свойств) прозрачная?
Остальные дети отвечают от имени бабушки:
- Чтобы видеть, сколько я съела.
- Как ты защитишься от волка?  (Выплесну на него содержимое живота или спрячу голову, руки и ноги в стакан, как в панцирь.)


Игра «Поезд»
( со средней группы)

Цель: развивать логическое мышление, учить устанавливать взаимосвязи между предметами.
Ход: 10 картинок одинакового размера с разными предметами. Каждая картинка это вагончик.
Ведущий: Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свою и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики – картинки тоже будут скрепляться.
1 ребенок берет картинку и называет предмет на этой картинке (ложка).
2 ребенок берет картинку, связанную по смыслу с первой картинкой и говорит почему. (Беру тарелку, т.к. ложка и тарелка – посуда).
Следующий ребенок берет вазу, т.к. ваза и тарелка сделаны из стекла.
Следующий ребенок берет поливальную машину, т.к. в вазе и поливальной машине бывает вода; и т.д.
Игру можно проводить многократно, меняя картинки.


Игра «Елочка»
(со старшей группы)

Цель: активизировать словарный запас из нескольких ассоциативных полей. Учить комбинировать слова, устанавливать связи, составлять рассказы.
Ход: Игра начинается со стартового слова (имея существовать в И.п. ед.ч.).
На доске воспитатель пишет это слово или слова вниз пишутся слова или зарисовывает предметы, которые ассоциируются у детей, когда им называют этот объект.
-Какие вспоминаются слова? С кем (чем) дружат эти слова?
Затем через 20-30 секунд делается 2 переключение». Выбирается любое слово из этого столбика и вновь называются слова и записываются или зарисовываются во второй столбик так проделывается до 5 раз (т.е. до 5 столбиков)
Затем предложить детям составить рассказ, используя слова из «Елочки».
Например: стартовое слово: Игла.

Игла
Еж
Яйцо
Швейная игла
Елка
нитка
Ножницы
Одежда
Стол
Швея
ткань
Стул
Скатерть
Тарелка
Нога
День рождения
Подарки
Цветы
Друг
Магнитофон
Пирог
Платье
бант

Составление рассказа, дать название рассказу.


Игра « Как это раньше делалось?»
(с подготовительной группы)

Цель: Учить определять временную зависимость объекта и его функции.
Ход: Ведущий называет современный объект, изготовленный человеком. Спрашивает детей, зачем это придумано и как раньше данная функция выполнялась.
Например: - Настольная лампа. Для чего она придумана?
( чтобы человеку было светло, когда он пишет)
                 - Как освещался стол тогда, когда человек еще не изобрел лампу? (свечей, лучинкой)
                 - Зачем человек придумал грузовую машину? (перевозить грузы).
                 - как это раньше делалось?  (на телеге, верблюде)


Игра «Почему так произошло?»
1 вариант (со старшей группы)

Цель: учить устанавливать причинные связи между событиями.

Ход: Ведущий называет 2 события, на первый взгляд, не связанные между собой и задает вопрос: «Объясни, почему так произошло?»
Например: 1.Белка сидела на дереве и упустила шишку.
2.Самосвал с грузом не  пришел по назначению вовремя.
Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

Варианты:
1.Собака погналась за курицей.
2.Школьники не смогли поехать на экскурсию.

1.Молоко выкипело.
2.Самолет совершил вынужденную посадку.

1.Папа раскрыл книгу.
2. Комната наполнилась дымом.

1.Котенок подошел к блюдечку.
2.Мальчик не выучил урок.

1.Дворник взял метлу.
2.Мама вдела нитку в иголку.


Игра «Соедини нас»
(с подготовительной группы)

Цель: учить устанавливать ситуативные связи между предметами.
Ход: Ведущий предлагает детям 2  слова, не связанных смысловым значением. Дети должны придумать как можно больше вопросов, соединяя два предмета.
Например: газета – верблюд.
- Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?
- Что написано в газете про верблюдов?
- Почему, читая газету, ты сутулишься как верблюд?

Варианты:


Банка – река
Ножницы – дорога
Линейка – книга
Огонь раковина
Карандаш – замок
Шляпа – мост
Солома – телевизор
Утюг – трамвай.




Игра «Путаница»

Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.
Ход:
- Ребята, однажды Дели - Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое.

Например:


Летит колючий крокодил (снег)
Висит зеленая собака (слива)
Самолет ползет по рельсам (поезд)
Мальчик ест скакалку (конфету)
Летит воздушный диван (шар)
Рычит лохматый слон (пес)
Смотрю в прозрачное дерево (стекло)
Дверь открывают вилкой (ключом)
Бабушка связала мягкие подушки (варежки)
Мама сварила вкусный стол (суп)



Игра «Цепочки ассоциации»

Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей.
Ход: Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства.
Например: - желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок);
                 - Длинное, серое, тягучее (жвачка…);
                 - Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы);
                 - Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …);
                 - Зеленое и прыгучее…
                 - Холодное, белое …


Игра «Кто? С кем? Где? Когда?»
( с подготовительной группы)

Цель: учить, по условной схеме составлять смешные истории.

Ход: Детям предлагается объединиться в группы по 4 человека. У каждого маленький листочек бумаги и ручка.
На каждый вопрос из схемы дети пишут на листке одно слово – ответ. Заворачивают верхний край листа «от себя» так, чтобы написанное не было видно, и передают лист другому ребенку.
Ведущий называет следующий вопрос. Опять дети отвечают, загибают край листа и передают другому.
Вопросы:
-Кто?
-С кем?
-Где?
-Когда?
-Что делали?
-Кто пришел?
-Что сказал?
По окончании игры воспитатель собирает все листы, разворачивает и зачитывает полученные рассказы.
Например: Крокодил с бабой Ягой на крыше ночью танцевали. Пришел милиционер и сказал: «Здравствуйте!»




Игра «Перевирание сказки»
(с подготовительной группы)

Цель: учить детей заменять сюжет сказки, что позволит по-новому взглянуть на привычные сюжеты; разрушить стереотипы.
Ход: Воспитатель рассказывает детям знакомую сказку правильно, а дети по ходу ее «перевирают».
Например: Сказка «Царевна-лягушка».
-Было у отца 3 сына (не 3 ,а 20)
-Однажды собрал их царь и говорит: «Пора вам жениться!» (В лес по грибы идти.)
-Сыновья отвечают: «А где нам жен искать?» (грибы искать)
-Возьмите по стреле, выйдите в чисто поле. Куда стрела упадет, там и судьба ваша (не по стреле, а по валенку)
-У старшего сына упала стрела на боярский двор (на елку, по шишке)
-У среднего сына – на купеческий двор. Подняла его купеческая дочь.      
(в магазин, попала в бутылку молока)
-У младшего сына в болото, к лягушке (в цирк, попала в укротителя тигров)
Примечание: Всю сказку рассказывать не надо.
Сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба».

  
Игра «Префиксы»

Цель: учить комбинировать слова с префиксами получая интересные слова, придумывая рассказы.

Ход: На доске пишутся с левой стороны префиксы, а с правой любые объекты. Затем присоединить префикс к слову. Обсудить интересные слова.
Например:
префиксы
слова
Новые слова
Анти               аэро
Супер             анти
Мотто            астро
Зоо                 архео
Авто              мело
Недо              моно
Авиа              мульти
Психо            тетра
Само              аква
полу
Поезд
Жираф
Гвоздика
Стул
Молоток
Диван
комар
Авиастул
Полужираф
Автомолоток
Мотодиван
суперкомар
Отметить с детьми, что (+) и (-) в новых предметах (объектах).



Аэро – воздушный
Анти – против
Зоо – о животных
Мото – приводящий в движение
Астро – звездный
Видео – видеть
 Архео – древний
Мело – музыкальный
Моно – единственный
Мульти – множество
Тетра –четыре
Аква – водяной


Аэровокзал, антимоль, зоопарк, астронавт, видеомагнитофон, МЕЛОМАН, мультипликация, тетрадь, аквариум.

Например:
Мелостул – музыкальный стул, когда садишься  звучит музыка
Монотелевизор – единственный на земле телевизор
Аквазаяц – водяной заяц
Видеокарандаш – превращает в картинку написанное
Минислон – слон размером со спичечный коробок.

Игра «Вопрос – ответ»
(со средней группы)

Цель: развитие смекалки, фантазии, умения рассуждать, доказывать.

Ход: дети становятся в шеренгу у края ковра. Взрослый поочередно бросает каждому ребенку мяч и задает вопрос, ребенок возвращает мяч, дает ответ и делает шаг вперед. Если нет ответа, ребенок остается на месте. Выигрывает тот, кто первым дойдет до противоположного края ковра.
Например:


- Почему снег белый?
- Почему лягушки квакают?
- Сколько голов у Змея-Горыныча?
- Чей сын цыпленок?
- Сколько хвостов у двух ослов?


Ответы могут быть точными или творческими с фантазией.


Игра «Природный мир бывает разный»
(со средней группой)

Цель: учить различать предметы живой и неживой природы.

Ход: Ведущий предлагает сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов.
Например:  Ящерица, камень, бабочка, птичка, дерево, гора. Назвать объекты природы живые и неживые. Живые – ящерица, бабочка, птичка, дерево.
Неживые – камень, гора.
Река живая или неживая? Вода – неживая, рыбки в воде – живые, берега – неживые, черви в них – живые, раки в воде – живые, камни в воде – неживые.



Игра «Животные, растения, птицы»
(со средней группой)

Цель: развивать внимание.

Ход: 1) ведущий произносит слова, дети должны внимательно слушать и хлопать в ладоши всякий раз, когда среди слов встречаются названия животных: «Внимание! Начали! Арбуз, стол, кошка, мяч, воробей, телевизор, слон, кран, ворона, кукла, роза».
2) Дети должны встать, если взрослый назовет растение: «Внимание! Начали! Кувшин, крокодил, дуб, помидор, ракета, гвоздика, сорока, капитан, обезьяна, гриб, магазин, ромашка».
3) Дети должны топнуть, если взрослый назовет птицу: «Внимание! Начали! Крыша, клен. Синица, солнце, стол, чайка, сова, чайник, совок, снегирь».


Игра «Мир вокруг нас»
(со средней группой)

Цель: учить классифицировать все объекты материального мира на природные и рукотворные.

Ход: Ведущий предлагает определить мир, в котором мы живем по цвету (многоцветный), размеру (огромный), по составляющим (много всего), по форме (круглый). Педагог на доске рисует круг «модель мира», делит его на две части: природная и рукотворная. Ведущий показывает картинки объектов, а дети определяют, в какую часть круга их надо сложить.
Например:
Ромашка – в природную часть, т.к. цветок сам растет, пьет воду, дышит.
Утюг       – в рукотворную часть, т.к. его делает человек.
Камень    – в природную часть. Т.к. и земля и воздух, и вода – часть природной системы.


Игра «Чем мы похожи»

Цель: обучать сравнениям разнообразных систем.
Ход: Играющие загадывают каждый свой объект, а затем устанавливают между собой сходства.
Например:


1.пчелка
2.бутылка с молоком
3. ножницы
4.собачка


Пчелка и ножницы делают человеку больно, издают звук, крылышки блестят на солнце, как лезвия ножниц.
Бутылка с молоком и собачка белые, собачка пьет молоко …
Дети находят сходства:
-    по запаху;
-    цвету;
-    вкусу;
-    ощущению на ощупь;
-    по сходным частям;
-    размеру;
-    функции;
-    среде обитания (месту применения);
-    по наличию прошлого и будущего;
-    природное или рукотворное.



Игра «Четвертый лишний»

Цель: научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.
Ход: На доске – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.
Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ?  (помидор – овощ,  а все остальные фрукты).
А теперь лишний – банан. ПОЧЕМУ?  (банан – продолговатый, а остальные круглые).  Лишний – апельсин. ПОЧЕМУ?  (его можно разделить на дольки без ножа).  Лишнее – яблоко.  ПОЧЕМУ?  (яблоко хрустит, когда его откусывают).
Примечание:  сравнение по цвету, весу, размеру, вкусу, где растет, количеству букв и т.д.


Игра «Дорисуй картинку»

Цель: учить ассоциативному мышлению, видеть образ предмета по одной его части.

Ход: Взрослый рисует на доске или листе бумаги часть предмета и предлагает ребенку дорисовать предмет. «Я начну рисовать, а ты дорисуй».

Например:
Можно предложить из букв, цифр, геометрических фигур дорисовать какой-нибудь предмет.


Игра «Давай поменяемся»
(средняя группа)

Цель: научить выделять функцию предметов.

Ход:  Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет. Затем идет обмен функциями. Дети друг друга благодарят и объясняют как они будут выполнять подаренную функцию.

Например: - слон может обливаться водой из хобота;
- муравей тащит гусеницу к себе в муравейник;
- зонтик складывается.

Обмен функциями: слон объясняет, как научился складывается. Муравей умеет себя обливать. Зонтик начал таскать гусениц в сумку, где всегда лежали. Зачем она ему там нужна?



Игра «Пинг-понг» (наоборот)

Цель: учить подбирать слова-антонимы.

Ход: Воспитатель называет слово – дети называют слово противоположное по значению.
Например:  Словарик для детей 4-5 лет:
Черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и т.д.
Словарик для детей 5-6 лет:
Сильный – слабый; влево – вправо; короткий – длинный; умный – глупый; сладкий – горький; быстро – медленно; трудолюбивый – лентяй; кривой – прямой.
Словарик для детей 6-7 лет:
Щедрый – скупой; одетый – голый; сеять – жать; плыть – тонуть; жидкий – густой; талантливый – бездарный; лохматый – расчесанный; упрямый – покорный; съедобный – ядовитый.
Воспитатель не должен поощрять ответы с приставкой «не»: съедобный – несъедобный.


Игра «Именной шифр»
( с подготовительной группой)

Цель: закреплять буквы, цифры, учить зашифровывать их в рисунки.

Ход:  предложить написать свое имя на листке. Затем зашифровывать по составу букв.

Например: Света                                         - количество букв в слове
-сколько одинаковых букв в слове.

Затем предложить составить рисунок по формуле. Предмет должен состоять из стольких частей, сколько букв в слове, причем, если есть одинаковые буквы, то и части рисуются одинаковые.

Например:
Света                                  Анна                                   Алиса


Игра «Чем был – чем стал?»
(средняя группа)

Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции.

Ход: называется материал (глина, дерево, ткань), а дети дают варианты объектов, в которых они есть.
Можно поиграть наоборот: называется объект, сделанный человеком, а дети определяют, какие материалы использовали при его изготовлении.

Например: Ведущий: - Был раньше расплавленным стеклом, стал …
Дети: Вазой, лампочкой, стеклом в машине.

  
Игра «На что похоже?»

Цель: учить «превращать» схематическое изображение в образ предмета; развивать ассоциативное мышление.

Ход: Ведущий  предлагает детям карточку со схемой и спрашивает:
- На что похоже?
Дети предлагают свои варианты ответов.

Например:   
                                   Пуговица, торт со свечками, аквариум с рыбками,
                                   тарелка с яблоками, сыр с дырочками, печенье,       
                                   колесо.

Можно предложить  назвать на что похожа буква, цифра, геометрическая фигура.



Игра «Букварина»
(со старшей группой)

Цель: закреплять буквы, количественный счет.

Ход:   1. Пишется свое имя или другое слово.

2. Затем это слово зашифровывается. Место написания букв и их количество соответствуют номеру написания этой буквы в слове. Под местом буквы подразумевается номер строки.

3. Можно составлять эти буквы картинкой

4. Затем идет обводка контура.

Например: ЛЕНА



Игра ТРИЗ "Жили - были" 

Презентация "ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников"  

Пособие "Занятия по ТРИЗ в детском саду"










Пальчиковая гимнастика как здоровьесберегающая технология 
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников.
Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим  направлениям:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
         Пальчиковая гимнастика относится к направлению «Технологии сохранения и стимулирования здоровья».
         Гимнастика пальчиковая проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Пальчиковые игры помогают  совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:  произвольное внимание, логическое мышление; слуховое восприятие – память, речь детей; развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
Результативность занятий пальчиковой гимнастикой зависит от того, чем еще занимается ребенок. Занятия по музыке, физической культуре, математике, лепке, аппликации, рисованию, игры в конструкторы и мозаики – все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышает умственную деятельность ребенка, развивает его речевые способности.
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную.
 Пассивная гимнастика (массаж кистей рук: поглаживание, растирание, вибрация) рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики.
 Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка.
Пальчиковая гимнастика состоит:
  • Игры с пальчиками («Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Мы делили апельсин» и др.)
  •  Пальчиковые потешки «Пошел котик на торжок» и др.
  •  Пальчиковые сказки «Репка», «Теремок», «Колобок» и др.
  •  Пальчиковый и теневой театры.
Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.
 Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
 При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
  Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.
Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.
Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные  навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.
         Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помните, что в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.
Повторяйте игры как для правой, так и для левой руки.
 Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.
         Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 7 лет) - 10-15 минут в день.
Пальчиковые игры широко представлены в литературе работами О.И. Крупенчук, И. Лопухиной, М.С. Рузиной, Н.В. Новотворцевой и др. Они считают что, играя с пальчиками, ребенок сначала вслушивается в речь взрослого, усваивая фонетические и грамматические нормы родного языка, затем запоминает и уже сам проговаривает знакомый текст во время игры. Стихи, сопровождающие движения рук и пальцев — это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).
С помощью пальчиковых игр ребенок получает разнообразные зрительные, слуховые и тактильные впечатления, у него развивается внимательность, способность сосредотачиваться и переключаться, умение концентрировать свое внимание и правильно его распределять, совершенствуются умения соотнести то, что он видит и слышит с траекторией движения его руки. Пальчиковые игры вырабатывают такие качества как адекватная самооценка, способность мобилизоваться, сосредотачиваться и расслабляться.
  

«Пальчиковая гимнастика
 как здоровьесберегающая технология»
                                          
Родительский клуб «Веселые пальчики»
Известно, что в раннем возрасте активно развивается общая и мелкая моторика, совершенствуются основные движения ребёнка.
Но в наш  XXI  век, век компьютерных технологий, всё чаще и чаще у большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие кисти пальцев рук.
С недостаточным уровнем развития мелкой моторики рук и речи, я сталкиваюсь и в своей практике, работая с детьми четвёртого года жизни. Многие дети неловко, неуверенно держат ложку, карандаш, у них не сформированы навыки самообслуживания. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ловкие умелые пальчики – залог полноценного интеллектуального развития ребёнка. И я решила углубленно и планомерно, работать над решением этой проблемы, с целью – привлечь к данному вопросу родителей, мною был организован родительский клуб «Весёлые пальчики». Ведь, иногда, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей узнают только перед школой. В рамках клуба родители знакомятся с теоретическим и практическим материалом по совершенствованию мелкой моторики рук, играют вместе с детьми, делают аппликации, поделки. Встречи способствуют более близкому знакомству родителей с педагогом и между собой, родители постепенно вовлекаются в сотрудничество, а так - же сохраняют психическое и физическое здоровье.
Цель программы: пальчиковая гимнастика - здоровье сберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста, освоение родителями основополагающих ценностей того, что руку ребёнка надо развивать и тренировать.

Задачи:
  • познакомить родителей с играми, способствующими развитию мелкой моторики;
  • воспитание коммуникативных, партнёрских отношений между детьми и взрослыми;
  • способствовать развитию речи и активизации словаря детей в совместной деятельности с взрослыми;
  • познакомить родителей с известными методами определения уровня развития ребенка по развитию руки.
  • здоровье сберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста
Встреча первая «Рука развивает мозг»
Задачи: познакомить родителей с педагогической ценностью развития рук, а также с одним из методов развития мелкой моторики – это пальчиковые игры и упражнения и с методической литературой по этой теме; сближение детей, родителей, воспитателей через общение в игре.
ХОД ВСТРЕЧИ
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада видеть вас в нашем клубе. Тема нашей первой встречи «Рука развивает мозг». Хочу вам немного рассказать о том, как развитие руки влияет на развитие ребёнка.
Консультация «Рука развивает мозг»
Воспитатель: Давайте, дорогие родители, окунемся в мир детства и немного поиграем.
Мне ладошки покажите –
Правую и левую!
В кулачок скорей сожмите
Пальчики умелые,
Разожмите…, рассмотрите.
(выполняют действия в соответствии с текстом)
– Посмотрите на свои руки! У мужчин они крепкие и сильные, у женщин – нежные и ласковые. И у всех у вас – умелые и трудолюбивые. И конечно, каждому из вас будет приятно, когда у вашего ребенка будут умелые пальчики: ловко держат карандаш, аккуратно рисуют, лепят, строят из конструктора. А если ещё ребёнок научится чисто и правильно говорить – вдвойне приятно.
Пальчиковые игры и упражнения – помощники для вас и вашего ребенка. Из поколения в поколения передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока- белобока» и другие, так как о чудесных свойствах руки знали ещё наши мудрые предки.  Сейчас в нашу аудиторию приглашаем детей.
Воспитатель:  
Мам вы за руку берите,
И в кружок скорей идите.
Взрослые с детьми встают свободно на ковре.
Воспитатель:
Осень наступила,
Высохли цветы,
Гонит ветер в небе тучки,
Пляшут листья во дворе.
– Давайте, устроим сейчас настоящий листопад.
Дети и родители берут разноцветные салфетки.
Воспитатель:
Падают, падают листья.
Падают, падают листья,                          Дети и взрослые рвут салфетки и бросают, имитируя листопад.
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
В воздухе вьются, летят.
Птицы на юг улетают –
Гуси, грачи, журавли.                              Выполняют упражнение для пальчиков «Птичка»
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
Т. Волгина
Воспитатель. В гости осень к нам пришла и принесла свои дары. Давайте все вместе расскажем и покажем, что нам осень принесла.
(Проводится пальчиковая игра).
Дары осени
Осень в гости к нам пришла
И подарки принесла:                           выполняют  упражнение «Поднос»,
Яблоки душистые,                               упражнение «Шарик»,
Репку золотистую,                               выполняют  упражнение «Шарик», а затем разводят округлые ладони в стороны
Кабачки пузатые                                  переплетают пальцы рук, выставляя их перед животом,
И морковку сладкую                           хлопают в ладоши 
                              По В. Волгиной
Воспитатель. В круг скорее все вставайте, урожай вы собирайте.
Дети и взрослые встают в круг, взявшись за руки. 
Проводится игра «Соберём урожай»
В огород  пойдём,                                     Ходьба по кругу, взявшись за руки
Урожай соберём.
Мы морковки натаскаем,                         «Таскают»  
Мы картошки накопаем,                          «Копают»
Срежем мы кочан капусты,                      «Срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный,          Показать круг руками – 3 раза
Щавеля нарвём немножко                        «Рвут»
И вернёмся по дорожке.                            Ходьба по кругу, взявшись за руки.
Дети и взрослые садятся на стульчики.
Воспитатель.  Урожай собрали, пора делать заготовки на зиму, но сначала вымоем руки.
Пальчиковое упражнение «Моем руки»
Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда.                    Ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.
Пальчиковая игра «Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим.                 Движения прямыми кистями, вниз – вверх
Мы морковку трём, трём.                   Движение кулачок о кулачок  к себе и от себя
Мы капусту солим, солим.                 Обе руки сложены щепотью и «солят»
Мы капусту жмём, жмём.                   Интенсивное сжимание обеих рук в кулаки.

Воспитатель. Я желаю вашим семьям здоровья, благополучия и успехов в воспитании детей. Предлагаю, ознакомится с памятками, которые помогут вам в проведении пальчиковых игр и упражнений дома.

Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика



Памятка для родителей
ОСТРЫЕ КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ У ДЕТЕЙ, ИХ ПРОФИЛАКТИКА

Острые кишечные инфекционные заболевания  являются самыми массовыми заболеваниями детей дошкольного и школьного возраста, особенно в летний период.

Возбудителями кишечных инфекций могут быть: бактерии (сальмонеллез, дизентерия, холера), их токсины (ботулизм), а также вирусы.
Причиной острых кишечных инфекций являются несколько групп микроорганизмов: бактерии, вирусы и простейшие.
Источником инфекции является человек или животное.
Ведущие пути передачи:

контактно-бытовой (через загрязненные предметы обихода, игрушки, соску, грязные руки)
пищевой (при употреблении в пищу недостаточно обработанные, недоброкачественные продукты питания)
водный (при питье некипяченой воды, купании в открытых водоемах)
В организм здорового человека возбудители кишечной инфекции попадают через рот: вместе с пищей, водой или через грязные руки. Например, дизентерия может начаться, если попить воду из-под крана, парное (некипяченое) молоко. Кишечную палочку можно съесть вместе с некачественным кефиром или йогуртом. Возбудители сальмонеллеза попадают к человеку через любые зараженные продукты: куриное мясо и яйца, вареную колбасу, плохо промытые или вымытые грязной водой овощи и зелень.
Изо рта микробы попадают в желудок, а затем в кишечник, где начинают усиленно размножаться. Причиной заболевания становятся яды, токсины, которые выделяют микроорганизмы, и повреждения пищеварительного тракта, которые они вызывают. Кишечные инфекции могут протекать как острый гастрит (с рвотой), энтерит (с поносом), гастроэнтерит (и с рвотой, и с поносом), энтероколит (с поражением всего кишечника). После попадания микробов в организм заболевание начинается через 6-48 часов.

Предрасполагающими факторами для возникновения кишечных инфекций являются:
·         летнее время года — повышенная температура воздуха способствует размножению возбудителей в воде, почве, продуктах; иммунодефицитные состояния у детей;
Кишечными инфекциями чаще болеют летом.
Это связано с тем, что в жару мы пьем  больше жидкости, а, значит, желудочный сок, убивающий вредные микробы, разбавляется. Кроме того, летом мы чаще пьем некипяченую воду (из родников и из-под крана).
Входными воротами и органом - «мишенью» является желудочно-кишечный тракт.
Итак, чтобы избежать острых кишечных инфекций у детей следует:
строго соблюдать правила личной гигиены, чаще и тщательно мыть руки с мылом, особенно - перед едой и после посещения туалета; использовать кипяченую, бутилированную или воду гарантированного качества; овощи, фрукты, ягоды тщательно мыть перед едой; не приобретать продукты питания у случайных лиц или в местах несанкционированной торговли; тщательно прожаривать или проваривать продукты, особенно мясо, птицу, яйца и морские продукты; скоропортящиеся продукты и готовую пищу следует хранить только в холодильнике; не давать маленьким детям некипяченое разливное молоко, сырые яйца, использовать для приготовления пищи только свежие продукты.
Если, несмотря на все меры предосторожности, все же появляются первые признаки острых кишечных инфекций (тошнота, многократная рвота, понос, схваткообразные боли в животе, боли в области желудка), необходимо сразу обратиться за медицинской помощью. Только врач может правильно назначить лечение и определить необходимые меры профилактики болезни для лиц, контактирующих с больными. Самолечение опасно для самого больного, т.к. в результате несвоевременного, неправильного лечения развиваются хронические формы болезни.

Желаем здоровья Вам и Вашим детям!!!

Памятка
Что нельзя приносить в детсад

РОДИТЕЛИ НАРАВНЕ С СОТРУДНИКАМИ ДЕТСКОГО САДА
НЕСУТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА БЕЗОПАСНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ.

Приводя ребенка в детский сад, родитель обязан знать, что нельзя  приносить в детский сад:

Любые лекарственные препараты, витамины: принесенные ребенком лекарства, витамины могут стать причиной отравления или заболевания других детей.

Продукты питания  (фрукты, сырки, чипсы, соки, йогурты, жевательную резинку и др.)

Внимательно проверяйте, что именно Ваш ребенок несет в детский сад! Помните, что детям свойственно угощать друг друга тайно принесёнными сладостями - это может стать причиной аллергической реакции, пищевого отравления, инфекционного заболевания.

Опасные предметы
Часто дети втайне от родителей приносят в детский сад: гвозди, куски проволоки, зажигалки, зеркала, ножницы,  стеклянные флаконы, верёвки, резинки, украшения, мелкие предметы (пуговицы, кнопки, бусины, бисер, булавки и т.д)  и др.
Это может быть причиной травмы ребенка.

Косметические препараты
Запрещено приность различные предметы косметики - детскую туалетную воду, лак для ногтей и др. Дети, играя, могут испортить одежду или,  используя косметику вызывать аллергическую реакцию.

Дорогостоящие игрушки
Дошкольное учреждение не несет ответственности за сохранность дорогостоящих игрушек, ценных вещей (золотые и серебряные украшения, мобильные телефоны).
Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверить содержимое карманов в одежде ребенка на наличие опасных предметов.


Не рекомендуется приносить в ДОУ игрушки, книжки. Пожалуйста, помните, что игрушка Вашего ребёнка может испортиться, потеряться, или её может взять домой другой ребёнок (дети любят меняться ими), поэтому не нужно приносить предметы, за сохранность и целостность которых Вы будете переживать.   К тому же игрушка может стать причиной травмы детей, при наличии мелких деталей или в случаи поломки.

Протоколы родительских собраний за 2017 г.

Консультация "Возрастные особенности детей 6 - 7 лет"
Консультация  "Возрастные особенности детей 5 - 6 лет"


Роль воспитателя на занятиях физкультуры.

      Дошкольный возраст играет значительную роль 
в создании условий для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания.
В первые семь лет жизни у детей формируются важнейшие двигательные навыки, закладываются основы здоровья, создаются решающие предпосылки всестороннего развития личности.
Цель физического воспитания в детском саду - формирование у детей основ здорового образа жизни.
В младшем дошкольном возрасте занятия физической культуры проводит сам воспитатель группы. Малыши очень любят заниматься физкультурой в коллективе. Однако если присмотреться к ним внимательно во время занятия, то можно заметить, что действуют они пока каждый сам по себе, старательно выполняя указания воспитателя. Поэтому и приходится педагогу обращаться с заданиями и ко всем, и к каждому по отдельности, например: «Все ребята идут по дорожке. И Коля идёт, и Ира…» Учитывая это, на первых порах воспитатель особо заботится о том, чтобы никто не ждал очереди для выполнения упражнений. В группах детей раннего возраста все двигательные задания связывают с конкретной задачей: «Перешагнём палочку, бросим мяч в корзину, достанем рукой погремушку» и т. д. Это помогает ребятам понять смысл движения, что является важным стимулом к его выполнению. Вовлечению детей в движение способствует также игровой образ: «Все зайчики прыгают, и Женечка тоже прыгает, как зайчик: прыг – прыг! Давай вместе попрыгаем!»
Не у всех детей движения получаются сразу. У кого – то они пока совсем не выходят. Как тут быть? Стыдить ребят? Сердиться? Ни в коем случае! Они не поймут этого. Подойдите к неумейке, возьмите его за руку и предложите выполнить движение вместе. Опять не получилось? Что ж, значит следует с ребёнком позаниматься отдельно вне занятия, создать для него специальные условия, в которых он выполнил бы это движение самостоятельно.
Со второй младшей до подготовительной группы физкультурные занятия проводит руководитель по физическому воспитанию вместе с воспитателем он (помогает).  Руководитель по физическому воспитанию на занятиях физической культурой работает в сложных условиях: спортивный зал имеет большие размеры, высокая двигательная активность детей требует строгой организации, в противном случае она может привести к конфликтам и травмам. Поэтому роль воспитателя группы на занятиях имеет большое значение. Он, как и руководитель по физическому воспитанию несёт ответственность за жизнь и здоровье детей; следит за порядком,  за соблюдением правил поведения при выполнении упражнений, осуществляет страховку при выполнении детьми сложных упражнений. Воспитатель должен знать методику выполнения упражнений, так как неправильное выполнение упражнения может привести к травме или к отрицательному эффекту. Должен следить, чтобы дети переодевались перед занятием в спортивную форму, так как посещение занятий не в спортивной форме может привести к травме и нарушению норм гигиены…
Воспитательная сила личного примера педагога обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления… Дети безотчётно склонны подражать движениям, манере держаться… Педагог всегда должен помнить, что он воспитатель – и на занятиях и в спортивном зале. Он воздействует на ребёнка всем: своим мировоззрением, внешним обликом, манерами, поведением. Поэтому, воспитатель должен посещать занятия в спортивной форме, так как это требуется от детей; должен владеть техникой выполнения движений, используемых в работе с детьми. Если ребёнок неправильно выполняет упражнение, воспитатель потихоньку делает ему замечание, или объясняет и показывает, если ребёнок не понял, как выполнять упражнение.
   Моторная плотность занятия должна составлять не менее 70-85% от времени занятия по физической культуре. Поэтому для выполнения основных видов движений, группа делится на подгруппы. С одной группой работает руководитель по физическому воспитанию, а с другой воспитатель группы. Чтобы справится с этой работой, воспитатель должен владеть методикой и техникой выполнения упражнений, об этом уже говорилось выше. Так же для поддержания должной моторной плотности основные виды движения можно выполнять поточным способом, если идёт закрепление материала. При этом руководитель физического воспитания контролирует один участок потока, а воспитатель группы другой.
Так как детей нельзя оставлять одних без присмотра, то воспитатель должен организованно привести группу в спортивный зал и увести в группу после занятия. Во время занятия может возникнуть необходимость вывести ребёнка из спортивного зала и это должен сделать воспитатель группы, чтобы не оставлять детей одних в зале.
Также воспитатель оказывает помощь при размещении оборудования, его  уборке. При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и д.т. воспитатели должны оказывать посильную помощь инструктором по физической культуре.
В связи свыше изложенным, делаем вывод, что воспитатель группы должен оказывать помощь руководителю по физическому воспитанию на занятиях физической культурой и при подготовке к нему.